Мнения Как украинские депутаты придумали новый способ набить свои карманы под видом борьбы с коррупцией


Вступили в силу изменения в закон о партиях , партии сдают многотомные отчеты в национальное агентство по предотвращению коррупцию (по украински сокращенно НАЗК) Агентство делает грозные заявления, но при этом никто не говорит для чего все это. Вот попытаюсь приоткрыть завесу этой тайны. Для этого надо всего лишь внимательно почитать закон. Вероятно, этого просто никто не делал, а то бы сами все увидели.
А главное в законе вовсе не борьба с коррупцией, а государственное финансирование партий. И на это будут тратиться из бюджета огромные суммы. Чтобы не быть голословным сейчас специально возьму карандаш и все подсчитаю. Итак: Стаття 17-2. Закона про партии
Щорічний обсяг державного фінансування статутної діяльності політичних партій, які відповідно до цього Закону мають право на таке фінансування, становить дві сотих розміру мінімальної заробітної плати, встановленого на 1 січня року, що передує року
виділення коштів державного бюджету, помноженого на загальну кількість виборців, які взяли участь у голосуванні у загальнодержавному багатомандатному виборчому окрузі на останніх чергових або позачергових виборах народних депутатів України.
Ну две сотых в законе выглядит не страшно. Однако, сколько же это?
Минимальная зарплата на Украине на 1 января 2017 года 3200 грн. Две сотых это 64 гривны. Теперь сколько голосовало избирателей на последних выборах. Беру данные с сайта Центральной Избирательной Комиссии, имеем: 15 329 402 избирателей получили бюллетени. Именно столько взяло участие в голосовании. Множим на 64, выходит 981 миллион 81 тысяча 728 гривен. Именно такую сумму получит каждая партия из бюджета. Интересно, а у вас в глазах не потемнело. А должно было бы. Морально ли вообще такие деньги партиям платить, когда пенсионерам на лекарства не хватает. Это же сколько депутаты себе помощников за счет партий могут нанять и сколько командировок разных за счет партии… И эти расходы не надо будет указывать в их декларациях. Это сверху. Не все партии получат эти деньги, на все бы всего бюджета страны не хватило. Но те, у кого есть депутаты, все получат и не только они. Получат те, которые получили 2 процента на выборах. Но это будет с десяток партий и почти 9 миллиардов гривен из бюджета. Это четвертая часть от той суммы, которую получает образование и медицина. Кроме этого парламентские партии получают еще право на компенсацию средств потраченных на выборы. Неслабо.
А теперь вернемся к вопросу для чего же все-таки НАЗК. Вот статья закона 17-3 Рішення про надання політичній партії державного фінансування її статутної діяльності або про відмову у наданні такого фінансування приймається відповідно до цього Закону Національним агентством з питань запобігання корупції
Так что НАЗК не с коррупцией борется. НАЗК это кормушка для партий. НАЗК определяет какую партию финансировать, а какую нет. Им даже дано право толковать закон как им вздумается. Вот например: это в статье 14 Національне агентство з питань запобігання корупції встановлює визначення термінів «пов’язані особи», «спонсорство», «треті особи», що вживаються в цьому Законі.
Короче, кого считать спонсором партии, а кого нет — решает НАЗК по своему усмотрению. Во как.
Ну и у НАЗК есть право лишить партию финансирования за выявленные нарушения. Вот для того и отчеты каждый квартал.
Ну, понятно, когда на кону такие деньги без взяток не обойдется. Уже крутится вокруг НАЗК куча всякого народа. Мне уже звонили несколько разных личностей, предлагали услуги отчет партии в НАЗК сдать за несколько тысяч гривен и все вопросы урегулировать. Я в НАЗК это сказал, говорят а вы телефон с которого звонили дайте – мы разберемся. Сомневаюсь я правда, что разберутся. Не для того эта структура создана.
Теперь о самих отчетах и нарушениях, которые контролируются. НАЗК придумал около 60 форм, которые надо ежеквартально заполнять. Некоторые из них заполнить не представляется возможным. Это фиксируется как нарушения. Вот в частности в законе про партии ввели такую норму.
Грошові внески на користь політичної партії, місцевої
організації політичної партії, яка в установленому порядку набула
статусу юридичної особи, здійснюються через банківські операції.
Причем НАЗК уже предупредил 12 партий, что они собирают членские взносы наличными. Надеюсь понятно какие. И понятно, зачем эта норма. Партиям, где мало членов, но много богатых спонсоров и наемных работников (а клановые партии все такие) это не помеха. Олигарх не будет чемодан налички носить. Он с банковской карточки партийный взнос перечислит. И комиссия банка его не волнует. А для партии, которые от народа, которые имею большое число малообеспеченных членов – это серьезный удар. Это получается, что для того чтобы заплатить партийный взнос пенсионер, чернобылец или инвалид должен в банк идти. Выстоять очередь, заплатить несколько гривен партийный взнос. И столько же или даже больше комиссию за услуги банка. Да еще указать все свои персональные данные. (домашний адрес, сери и номер паспорта, идентификационный код..) Мало того что нищих очередной раз обдирают и заставляют платить лишние деньги. Так это еще и нарушение прав человека. Есть Европейская конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных Страсбург, 28 января 1981 года. В ней есть Статья 6 – Специальные категории данных. Персональные данные, касающиеся расовой принадлежности, политических
взглядов или религиозных или других убеждений, а также персональные данные, касающиеся здоровья или половой жизни, не могут подвергаться автоматизированной обработке, если внутреннее законодательство не устанавливает соответствующих гарантий. Украина ратифицировала эту конвенцию и есть закон Украины о защите персональных данных. В законе есть «стаття 7 Особливі вимоги до обробки персональних даних
1. Забороняється обробка персональних даних про расове або етнічне походження, політичні, релігійні або світоглядні переконання, членство в політичних партіях та професійних спілках, засудження до кримінального покарання, а також даних, що стосуються здоров’я, статевого життя, біометричних або генетичних даних.»
Есть исключения из этой статьи. Обработка персональных данных допускается если «здійснюється із забезпеченням відповідного захисту релігійною організацією, громадською організацією світоглядної спрямованості, політичною партією або професійною спілкою, що створені відповідно до закону, за умови, що обробка стосується виключно персональних даних членів цих об'єднань або осіб, які підтримують постійні контакти з ними у зв'язку з характером їх діяльності, та персональні дані не передаються третій особі без згоди суб'єктів персональних даних»
Так что учет членов может вести только партия и то при обеспечении надлежащей защиты и передавать эту информацию кому-то только с письменного согласия члена партии. Уплата членского взноса – это подтверждение членства. Банк не может вести учет членов партии. Это может делать только партия и передавать персональные данные своих членов никому не может. Однако депутаты внесли в статью 17 закона про партии следующие требования: « До звіту політичної партії про майно, доходи, витрати і зобов’язання фінансового характеру додаються копії документів, що підтверджують відображені у звіті відомості (у тому числі копії платіжних документів, довідок установ банків про рух коштів на рахунках).
Звіт політичної партії про майно, доходи, витрати і зобов’язання фінансового характеру оприлюднюється на офіційному веб-сайті Національного агентства з питань запобігання корупції, у тому числі у формі відкритих даних, не пізніше ніж на десятий день з дня його надходження та розміщується у відкритому доступі впродовж не менше п’яти років»
При этом НАЗК разработало формы где каждый платеж на счет партии детально раскрывается с указанием всех персональных данных. И требуют от партии ежеквартального его предоставления с последующей публикацией на сайте НАЗК. Понятно, что все это противоречит ратифицированной Украиной конвенцией и закону о защите персональных данных. А что касается изменений, внесенных в закон о партиях то есть статья 22 конституции Украины, где прямо сказано: «При прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів не допускається звуження змісту та обсягу існуючих прав і свобод.» И есть еще статья 32 Конституции «Не допускається збирання, зберігання, використання та поширення конфіденційної інформації про особу без її згоди, крім випадків, визначених законом, і лише в інтересах національної безпеки, економічного добробуту та прав людини.» Так что изменения, внесенные в закон о партиях очевидно неконституционны. Есть еще толкование Конституционного Суда Украины от 20 января 2012 года статьи 32 Конституции. И практически все, что требует НАЗК Конституционный суд отнес к конфиденциальной информации, которую можно передавать кому-то, а тем более публиковать только с письменного согласия лица. Но депутаты и НАЗК на Конституцию и международные конвенции и Конституционный суд плевать хотели.
Есть еще и чисто техническая проблема. Вот получил я распечатку банка о движении средств по счету партии. После решения суда дали. Счет, правда, не разблокировали. Так там на одну страницу всего три платежа со всеми реквизитами помещается. Ну вот если у партии 10 тыс. членов и каждые взносы платят ежемесячно. Это 30 тыс. платежей и 10 тыс. страниц распечатки из банка. 10 тыс. еще маленькая партия. И это все каждый платеж со всеми реквизитами в формы отчетности НАЗК перенести. Это еще 10 тыс страниц отчета. И это только одна форма из 60. Чтобы все это ежеквартально в НАЗК возить надо грузовик заказывать. На легковой не отвезти. А если в партии 100 тыс. членов взносы платят? А главное кто это будет делать. В партиях, которые не имеют богатых спонсоров и существуют на членские взносы, нет аппарата и нет возможности подготовить такой гигантский отчет. Ну а НАЗК естественно вводит санкции.
Когда-то в 90-е партии иногда собирались все вместе, для решения некоторых проблем, которые одинаковы для всех вне зависимости от политических взглядов. Теперь давно нет такой практики. А вот если бы 200 с лишним партий собрались, то сотрясение воздуха вышло бы таким, что гигантская люстра в сессионном зале Верховного Совета наверняка бы оборвалась и своей массой люстрировала бы всех жирных котов в зале сидящих и думающих только о новых способах набить карманы себе и олигархам.
Только во все словно воды в рот набрали. Надеются, наверно, получить эти миллиарды из бюджета. Зря надеются. Понятно ведь для кого эти деньги. Да и убежден я что партии из бюджета финансироваться не должны. Партия это добровольное объединение граждан для защиты своих интересов. Так сами должны и защищать. Сами находить средства для этого.
Председатель Славянской партии Александр Лузан

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.