Публикации ДВОЙСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МУДРОСТИ             Превращение человека в потребителя. (часть2)


(окончание)
Горе тому, кто отказывается разделять вместе с остальным миром его 
«выбор» . Каждый должен поклониться либо одному, либо другому, несмотря на то что 
если один из них – прав, то другой, следовательно, заблуждается; и если ни епископ, 
ни ученый не обладают «Мудростью свыше», что в настоящее время уже стало 
очевидным, значит, их «мудрость» в лучшем случае – «земная, психическая, 
дьявольская».
Мы, однако, хотели бы обратить внимание читателя на то, что во всем 
вышесказанном отсутствует какой-либо оттенок неуважения к истинному Учению 
Христа и к истинной науке; мы также не осуждаем никого лично, но только порицаем 
систему, сложившуюся в нашем цивилизованном мире. Превыше всего мы ценим 
свободу мышления как единственный путь достижения той Мудрости, которой должен 
быть вооружен каждый теософ; эту свободу мы признаем как для своих друзей, так и 
для своих недругов. Все, за что мы ратуем, это – Мудрость, в нашем понимании этого 
слова. Сейчас же мы обвиняем, хотя и с глубокой скорбью в душе, «мудрецов» нашего 
столетия за проводимую ими политику, направленную лишь на то, чтобы удержаться на 
вершине своей «авторитетности», поскольку, действуй они иначе, они неизбежно 
потеряли бы свой престиж в массах и были бы немедленно отвергнуты своими 
коллегами. 
Дух коллективизма настолько силен и имеет такие глубокие корни, что всякое 
отступление на свой, самостоятельно избранный путь расценивается ими как 
предательство. Таким образом, ради достижения авторитета в своей области ученый 
должен nolens volens отвергать все метафизическое, а теолог – демонстрировать 
презрение ко всем материалистическим учениям. Все это – мирская суета, 
продиктованная сиюминутной практичностью, но это не может быть ни Мудростью 
Иова, ни Мудростью Иакова.
Но не покажутся ли все эти материи чересчур высокими, ведь опыт, 
приобретаемый в течение одной жизни, диктует нам стремление к приобретению 
«авторитета» и скорейшему достижению признания в нашем мире? Надо лишь 
проявить безусловную преданность интересам одной из партий и предложить себя в 
качестве палача тех людей и явлений, которые не пользуются всеобщим признанием и 
популярностью. Знайте, что великая тайна власти кроется в искусстве угождать 
общераспространенным предрассудкам, симпатиям и антипатиям мира сего. 
Следуя этому главному правилу, человек начинает притягивать к себе 
образованных и не слишком образованных последователей – всех тех, кто старается 
неукоснительно следовать в русле общественного мнения. 
Так достигается совершенная гармония одновременного действия. И в то время 
как более культурные, как правило, просто стараются укрыться за интеллектуальными 
бастионами, возведенными общепринятыми авторитетами от науки, и затем – jurare in 
verba magistri, менее культурные превращаются в послушные механические 
передатчики воли вышестоящих лиц и заученно, подобно хорошо выдрессированным 
попугаям, повторяют речения своих непосредственных авторитетов. Похоже, что 
наставлению м-ра А.Ворда, незабвенной памяти «шоумена»: «Почеши мне спинку, г-н 
редактор, и я почешу твою»  – суждено стать бессмертным афоризмом. Каждая 
«восходящая звезда», будь то теолог, политик, писатель, ученый или журналист, 
должна начинать с почесывания спинки общественному вкусу и предрассудкам, с этого 
гипнотического метода, такого же древнего, как и само человеческое тщеславие. 
Вскоре загипнотизированные толпы начинают миролюбиво мурлыкать – они уже 
готовы к «внушению». Теперь им можно внушить все, что вашей душе угодно; они 
начнут отвечать на ваши ласковые приемы, благодушно урча уже в унисон вашему 
собственному голосу и следуя, в свою очередь, вашему вкусу, будь вы теолог или 
политик, писатель, ученый или журналист.
 Вот и весь нехитрый секрет превращения в «авторитет», в «общественного 
лидера»; это и есть секрет нашей сиюминутной мудрости.
Он никогда не будет льстить никому и ничему и, конечно же, не станет 
притворяться, что верит в то, во что на самом деле верить не желает и не может. И 
потому там, где все прочие видят «красоту и изящества современной культуры», 
теософ видит лишь моральное уродство и клоунские ужимки так называемых 
корифеев культуры. Для него наиболее точной зарисовкой с современного светского 
общества является описание нравов папского двора, данное Сиднеем Смитом: «Пост 
и лицемерие, молитвы и увертки, поклонение правому и преклонение перед левым и 
огромное количество мужских (и особенно женских) шляпок». Без сомнения, обычный, 
мирской разум может усмотреть в современной цивилизации свой особый шарм; но 
для теософа все ее дары вряд ли покажутся достаточной компенсацией за все то зло, 
которое она приносит в этот мир. Зла этого так много, что в пределах данной статьи 
мы просто не сможем перечислить все эти, с позволения сказать, «плоды» культуры и 
прогресса физической науки, список последних достижений которой открывается 
вивесекцией, а завершается усовершенствованным способом казни на 
электрическом стуле.
Пусть они держатся за свою «земную» мудрость, а мы будем следовать за 
чистым лучом «Мудрости свыше», за светом «древности».
И в самом деле, что может связывать теософию – мудрость, «полную 
милосердия и добрых плодов, беспристрастную (то есть неагрессивную) и 
нелицемерную» (Иак., III, 17), с жестоким, эгоистичным, коварным и лицемерным 
миром? Что может быть общего у божественной Софии с достижениями современной 
цивилизации и науки; что общего между духом и мертвящей буквой? Тем более, что на 
данной стадии эволюции даже самый мудрый земной человек, согласно мудрому 
Карлейлю, «всего лишь одаренный ребенок, способный только разбирать отдельные 
буквы в пророческой книге, смысл которой пребывает в вечности».
Ищите прежде всего мудрости Божественной, тайной, а не приходящей и 
лживой мира и века сего …
Не попадитесь на крючок магии, оккультизма и экстрасенсорики, эти силы 
не бесплатны, за все придется заплатить.
Кому служишь, туда и пойдешь – помните о этом!
Иван Победоносцев

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.