Публикации За кем первенство Руси? (часть I) протоиерей Олег Трофимов


Говоря о Руси, речь будет идти о двух понятиях: Русь как племя и его ареа и Русь – географическая территория проживания русских . Так за кем первенство этих наименований? По этому важно и определиться с терминологией-именованиями предмета нашего разговора, которые употреблялись в разных эпохах и сферах. Поднятый вопрос однозначно затрагивает тему генеалогии славян. Ведь много путаницы из-за созвучия или целенаправленной идеологической фальсификации терминов и исторических фактов, или лингвистического мифотворчества. Данная тема освящается как раз из летописи, хроники, древней корреспонденции, трудов известных ученых — славянистов таких, как М. Бора, И. Шавли, И. Томажича, П. Тулаева и, к сожалению, забытого ученого-энциклопедиста, писателя и поэта, доктора медицины и философии Ивана Семеновича Орлая (1770 — 1829), которые будут нам в помощь.
Переходим к наименованию племен, которое древнее, чем наименование территории их проживания, ибо это наименование уже производные от проживающих на ней племен. Итак, мы в истории находим наименования, которые относятся к одному и тому же народу (во всяком случае к славянам) и тех народов, которые ассимилировались в русском ареале. Оросы, поруссы, ретты, руги, рос, россы – такие мы находим наименования в римских, греческих и угорских хрониках, летописях, древней корреспонденции, приписываемых к наименованиям славянских племен или вместе с ними смешанных, или праотцовских. Руськие, россы, русские, русичи, руссы, русины и рутины, русня, руснаки, карпато-россы, малороссы, российский народ – эти наименования мы встречаем на протяжении веков в широком пространстве славянских источников, западных и восточных, а также в пограничных народах, свидетельствующих о них.
К сожалению, закрепилось устойчивое ошибочное мнение, что Русь, это ассоциируется только с понятием триединства славянского народа и территории их проживания Русских, Белорусов и Малороссов с центром Киеве. Это мнение сужает ареал как научных терминов и понятий, так и исторических, территориальных и этнографических границ. Следует исторически справедливо заметить, что Русь и славяне это не всегда исходные или синонимические понятия, хотя впоследствии так и стало восприниматься. В плане наименования территорий проживания русских на протяжении веков на много шире: Варяжская Русь, Королевство Русское, Дунайская или Моравская Русь, Червоная, Красная или Галицкая Русь, Киевская Русь, Московская Русь, Сиверская Русь, Поморская Русь, Белая Русь, Черная Русь, Пудкарпадская (Закарпатская) Русь, Чермнороссия, Великороссия, окраинская Малороссия, Новороссия и т.д. И тут, конечно же, пересекается целый комплекс наук и их тем: истории, археологии, культуры, этнографии и т.д., что достойно не одной многотомной диссертации. Но нас конкретно интересует более узкий вопрос первенства, за кем, когда и где более раннее закрепились наименование русский и Русь? Тему этимологии слова я не поднимаю.
Итак, вопрос генеалогии славян, а именно русских.
В силу библейского повествования славяне происходят от колена Иафета сына Ноя, спасшегося от всемирного потопа. Славянские разнородные племена размножились и заселили довольно широкое пространство Европейского континента от земель современной Германии до Уральских гор, от Северного моря и Прибалтики до Черного моря, от Балканского полуострова до устья реки Волги, конечно же, не цельным монолитом, где локально небольшим поселением, а где и широким географическим этническим ареалом. С появлением греко-римской цивилизации, а именно письменности, мы находим в их записях возможные упоминания, касающиеся славянских племен. Это, конечно, не означает, что их существования связано только с упоминанием в конкретном времени и географическом контексте, но это единственное на что мы можем основательно посылаться.
Как свидетельствует исследователь-ученый И.С. Орлай, наши давние предки Русы (русь, россы, руги, роги) были одним из самых известных племен Европы со времен античности. А в летописи Нестора о расселении народов после потопа, Русь стоит в одном ряду со Свевами, Готами, Англами, Галичанами, Венедами и другими яфетическими племенами. Cловене упоминаются в одном контексте с Иллюриком (иллирийцами) и Лухитией (ляхами). Римляне подчинили Иллирию и, включив в состав империи, разбили на отдельные области: Рецию, Норик, Мезию и Дакию.
Жителей Норика античные авторы связывали с восточными племенами тавров. Плиний Секунд (23-79 н.е.), например, утверждает, что «Норийцами прослыли те, которые прежде назывались таврийцими (taurici)». Летописец Нестор упоминает жителей Норика наряду с древними славянами. В самом начале «Повести временных лет», где речь идет о расселении «колена Иафетова», он пишет: «Нарци еже суть Словяне». Славяне пришли на Дунай до кельтов (волохов), болгар, угров, авар, тюрков и др. Именно здесь, в речных долинах Восточных Альп, была одна из прародин наших пращуров, которые прежде назывались другими именами. В этом контексте можно говорить о Праруси и о прарусских, заселявших эти территории. В начале 1 тысячелетия от Р. Х. на территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан (VI в.) относил их к «многолюдному племени венетов». Мавро Орбини, автор знаменитого сочинения о происхождении славян (XVII в.), сам хорват из Далмации, считал, что “вандалы и славяне были одним народом”.
Церковная хроника о первом Вселенском Соборе (325г.) свидетельствует, что в нем принимали участие скифы, они уже имели епархии и послали в Никею своего епископа, подписавшегося под именем Ros (ρως). Средневековый автор Никита Хонийский (1155 – 1256гг.) пишет о «Руси, которую и Скифами именуют», а Лев Диакон (Xв.) о «Тавроскифах, на их языке Росами называемых».
Славяне были известны в Византии с времен ее появления, они начинают часто фигурировать в письменных источниках после V века, когда произошло их вторжение в южную часть Балканского полуострова. В VI веке н. э., под давлением с востока, в пределы Византийской империи вторглись племена антов и склавинив в союзе с другими славянами, начали колонизацию Балканского п-ва. В ходе пассионарной экспансии к началу VII столетия в северной и средней полосе Балканского полуострова славяне превратились в господствующую силу, ассимилировав местных жителей.
Многие римские полководцы, не говоря уже о солдатах, сами были родом из славянских провинций. Иллирийское происхождение имели императоры Юстиниан и Диоклетиан, император Стилихон был романизированным вандалом, а Одоакр (431-493) – скиром или ругом-русином, как свидетельствует древняя мемориальная доска «король (Rex) русинов (!), гепидов, готов, унгаров, герулов».
Одновременно славяне продолжали колонизацию Днепра, Двины и верхней Волги. На северо-востоке Европы, где расселялись венеды, возник легендарный Славенск, предшественник Великого Новгорода. В «Повести временных лет» пересказывается история о Кие, как одном из первых русских князей, имевших знатный род. На месте нынешнего Киева он вместе с младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрою Лыбедь построил город, который назвали в честь старшего брата. Ученые связывают Кия с реальной личностью V века н. э., но говоря о его национальной идентификации, возникает ряд гипотез и сомнений в славянском происхождении, и точного датированного указания о нем нет, хотя однозначно местные жители того времени – славяне.
В «Повести временных лет» летописца Нестора Русь связывается с варягами (Varangr). Этим именем называли не какое-то определенное племя, а военные и торговые дружины, которые приходили в южные земли на своих кораблях с берегов Балтийского моря, т.е. в числе варягов были те же русы. Новгород так же относился к варягам. Согласно летописям, Русь пришла «из заморья», откуда прежде «взимала дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей».
Где именно «обитала» до этого Русь? Историк готов Иордан (VI в.), перечисляет среди народов “острова Скандза” (т. е. Скандинавии) имена племен, созвучные Русам: руги, арохи и рании. При переселении на континент руги здесь встретили “ульмеругов”, “островных ругов”, которые здесь обосновались раньше готов. Само по себе островное существование сохраняет более герметично первичную идентификацию племени, чем на пространстве материка при переселении народов. В славянских сказах и легендах до сих пор сохранились сюжеты о дивных островах и заморских землях, их обитателях, с которыми они без языкового барьера общались. Название острова Буян очень созвучно с наименованием с полабским-славянским племенем Руян (северная территория современной Германии).
Так или иначе, эти племена участвовали в варварских войнах эпохи западной крушения римской Империи. Одни жили в районе Подунавья, а затем переместились на север, а другие – обитали на Балтийском побережье и в Скандинавии. Связи между этими регионами были весьма оживленными. Русь продвигалась по рекам с севера на юг, по направлению к тёплым морям и торговым путям, а славяне распространяли свою колонизацию с юга на север и с запада на восток.
В Восточной Европе к VI-VII вв. сложилось несколько государственных образований славян и их соседей (Венгрия, Чехия, Польша, Сербия, Хорватия и другие). Именно к этому периоду относится одно из первых упоминаний о варяжской Руси. В средневековых источниках имеется сообщение о походе русов на Царьград в 626 году, которое в частности подтверждает рукопись на старогрузинском языке “Осада Константинополя скифами, кои суть русские”.
После призвания варягов в 862 г. Русь заявила о себе как о сильной державе. Легендарный Рюрик, основатель русской княжеской династии, был внуком Гостомысла, родом из Поморья, где ныне находится немецкая провинция Мекленбург. Следует заметить, что значительную часть современной Германии в то время заселяли славянские племена – полабы, которые потом частично ассимилировались, а некоторые мигрировали. Даже сейчас, спустя много веков, сохранились исторические славянские название-топонимы местности.
Рюрики, утвердившиеся в Новгороде и Киеве, объединили владения восточных славян от Днепра до Волги. Это были те самые земли, которые скандинавские источники прежде именовали “Великой Швецией”, а потом стали называть “Гардарикой” (страной городов). На Великом водном пути, который проходил по Западной Двине, Днепру, Волге и Волхову, через Старую Ладогу, Новгород, Ригу, Смоленск, Киев, возникли сотни городов, 400 из которых упомянуты в летописях. К концу X века Русы прочно укрепились на северном побережье Черного моря (Понта), которое в те времена называли по их имени – Русским морем. А если говорить о названии Варяжское море, то теперь нами приобретается в этом названии русско-славянский смысл варяжской Руси.
Исторически и окончательно наименование как государство и племя, земля закрепилось за Киевской Русью после цивилизационного религиозного выбора святым и равноапостольным князем Владимиром, крестившим Русь. А с переходом митрополичьей кафедры на север в Москвы при святом святителе Петре (с Волыни), Московская Русь стала быть центром – Третий Рим – центром Русской и христианской цивилизации.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.