Публикации Взрыв газа на борту А-321 – версия журналистского расследования Вали Янко


«Даже версия о взорвавшемся баллоне для дайвинга хоть и выглядит безумной и представляется мне маловероятной, но это ещё куда ни шло, это всё-таки взрыв» , — сказал Марк Солонин о катастрофе А-321.
И ещё, — «Большое число отдельных фрагментов тел может указывать на то, что сильный взрыв произошел на борту еще до столкновения с землей», — сказал собеседник агентства РУПОР-инфо. По словам этого эксперта, учитывая состояние большинства тел, для определения личности погибших может потребоваться анализ ДНК.
А вот, — «причиной крушения аэробуса А-321 «Когалымавиа» и гибели 224 человек стал взрыв на борту, теперь следствие должно выяснить природу этого взрыва» — пояснил «Фонтанке» всё тот же инженер-авиаконструктор и публицист Марк Солонин.
Но на это журналистское расследование меня больше натолкнул «хлопок», который зафиксировали бортовые самописцы перед самым своим отключением или «нехарактерный шум» ними же и зафиксированный. Я вспомнил, что таким шумом или характерным «хлопком» сопровождается взрыв газа при его определённых концентрациях в закрытом помещении. Подобными сообщениями пестрит интернет, но они в осном касаются бытового использования газа и, как правило, происходят в домах или квартирах. Однако почему-то именно взрывы газа называют «хлопками», вероятно, из-за резкого его воспламенения в очень сжатых условиях.
Шаг за шагом разбирая события, в которых мог произойти «хлопок» газа на борту А-321, я невольно склонился к мысли о том, что, если он был, то произошёл в багажном отделении и именно этим объясняется резкое или моментальное отделение хвостовой части самолёта, приведшее к его крушению. «Хлопок» — взрыв газа стал причиной этому, а не взрывное неизвестное устройство, элементы которого пока безрезультатно пытается найти следствие на обломках самолёта. Об этом и сообщил глава МЧС России Владимир Пучков на заседании Национального антитеррористического комитета в присутствии Президента России Владимира Путина.
«Наиболее вероятными версиями относительно причин катастрофы называли ветхость самолёта и взрывное устройство, заложенное в багаже», — говорится в сообщении НАК. Но при этом, как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, говоря о авиасообщении с Египтом, — «приостановка не означает, что версия о теракте становится основной».
И хоть сразу после крушения ответственность за него взяла на себя группировка «Провинция Синай», которая базируется на территории Египта и связана с «Исламским государством» (признано террористической группировкой и запрещено в России), остаются вопросы о том, как ей это удалось? При том, что Египетская сторона однозначно заявила о том, что подготовка и обеспечение безопасности полёта проходило в штатном режиме. И конечно, версия моего журналистского расследования о взрыве газа на борту самолёта не исключает и террористический акт, но она же и допускает «безумную версию» о взрыве газа из баллона для дайвинга. Совсем иной вопрос какого газа, как вообще это могло произойти и насколько был мощный его «хлопок-взрыв»?
Но сначала нужно посмотреть хронологию случившегося и в этом может помочь вполне достоверный и открытый источник: сайт Flightradarhttp://www.flightradar24.com. Он сообщает о том, что на каждом пассажирском самолёте установлен транспондер, который непрерывно, с темпом обновления 10 раз в секунду, передаёт параметры полёта: координаты самолёта, вертикальную и горизонтальную скорости, высоту, углы и так далее. Эти сигналы принимают тысячи приёмников и по большей части они установлены просто у людей, у волонтёров, а также этот огромный цифровой поток с каждого самолёта непрерывно отслеживается и записывается.
По нему видно, что самолёт А-321 спокойно поднимался с абсолютно стабильной, неизменной вертикальной скоростью – плюс 3 метра в секунду и уже завершал набор высоты. В один момент подъём резко меняется на снижение. Вертикальная скорость меняется с +3 на -1,6 и через 8 секунд он уже валится вниз с вертикальной скоростью 59 метров в секунду, а ещё через 15 секунд от начала катастрофы вертикальная скорость составляет уже 104 метра в секунду и через 22 секунды заканчивается вся информация. Последнее, что фиксируется – это то, что самолёт валится со скоростью 125 метров в секунду и он уже просто не держится в воздухе, впадая в отвесное пикирование вниз под углом 68 градусов. Эти данные, записаны прибором, что исключает очень многие технические неисправности, ибо даже с двумя выключенными двигателями такой самолёт с высоты 9 километров планировал бы примерно 100 километров. Уже были прецеденты, когда самолёт планировал 17 минут, и его посадили, а также, когда у самолёта отлетело вертикальное оперение – киль и японский экипаж управлял самолётом ещё 32 минуты. И он, может быть, даже дотянул бы до какого-нибудь аэропорта, но сам врезался в гору.
Хвостовая часть А-321 оторвана и лежит далеко в пустыне и вокруг неё нет никаких обломков, поэтому такая причина и является основной. Но удивительно то, что она оторвана как-то «аккуратно», и поэтому создаётся ощущение, что в какой-то части её просто «отрезали». Да и расшифровка «чёрного ящика», который был расположен именно в хвостовой части показывает, что всё шло абсолютно штатно и тут вдруг — всё прекратилось. Видимо, потому что «ящик» оторвался вместе с хвостом, оборвав все провода, по которым к нему шла информация от датчиков, а ещё исчезло питание. Вот поэтому со 100-процентной вероятностью можно утверждать, что причиной гибели самолёта А-321 является одномоментный отрыв хвостовой части фюзеляжа вместе с его горизонтальным оперением. При этом второй «чёрный ящик», находящийся в кабине пилотов, зафиксировал «странный хлопок», в момент которого за доли секунды оторвался хвост самолёта.
Он, конечно, мог отвалится и от трещины, но она бы какое-то время росла и отвал хвоста не произошёл бы мгновенно, ибо в конструкции самолёта сложное нагромождение силовых элементов: достаточно толстая обшивка, толстенные кольцевые шпангоуты, много-много продольных силовых «рельсов-стрингеров»…
Поэтому и вероятнее всего это был взрыв и взрыв газа, не оставивший следов, а также судя по тепловой вспышке (её записал американский спутник) и по информации об обгорелых телах, а также обгоревшей до черноты задней стенка фюзеляжа. Там действительно образовалось сплошное горелое месиво, а вот передняя часть только смялась в лепёшку и там почти нет следов пожара. Разгерметизация не могла так сильно «хлопнуть», да и упоминавшийся уже «Боинг» летел ещё 32 минуты совсем без хвоста. Понятно, что декомпрессия со страшной силой свистит, рвёт куски обшивки, да и люди вылетают вместе с креслами…, но такое тоже продолжалось бы более секунды и «ящик» бы обязательно всё это записал бы. Вот поэтому только «хлопок-взрыв» газа мог произвести такое действие без видимых следов взрывчатки.
Вот поэтому «даже версия о взорвавшемся баллоне для дайвинга хоть и выглядит безумной и представляется мне маловероятной, но это ещё куда ни шло, это всё-таки взрыв», — повторяет инженер-авиаконструктор и публицист Марк Солонин и добавляет, что «взрывные процессы – вещь сложная, нестационарная, быстро протекающая и
это вопросы для криминалиста, а ко мне как к авиационному инженеру они уже отношения не имеют, а я могу только констатировать тот факт, что произошёл взрыв, который отделил хвостовую часть самолёта вместе с горизонтальным оперением и тела пассажиров, сидевших в хвостовой части самолёта, обгорели очень сильно».
Пока нет следов взрывчатого вещества, нет их химического анализа, с достаточной уверенностью можно сказать лишь о взрыве газа, который улетучился и не оставил видимых следов. Есть, конечно, методы, которые позволяют по этим и другим параметрам определить мощность его взрыва, тепловое воздействие и так далее, но всё это специфический вид инженерной науки – взрывотехника. Но сам «хлопок» газа, вероятно, вызванный его просачиванием из баллона под высоким давлением при определённой концентрации в закрытом помещении, вполне мог быть очень взрывоопасным и привести к подобным гиблым последствиям для самолёта А-321. К разрыву также переполненного «тёплого» баллона может привести и резкое его переохлаждение в неотапливаемом багажном отделении при взлёте самолёта, когда резко температура снижается до минус 50-60 градусов за его бортом. К тому же на месте взрыва А-321 найдены какие-то инородные осколки, которые могли быть фрагментами того «тёплого» баллона для дайвинга, который мог взорваться, как бы «сумасбродно» не выглядела на первый взгляд такая версия по мнению инженера Солонина.
И это такое «безумство» версии снимает сам газ, который вполне мог находится в баллоне для дайвинга, но это была не обычная смесь, которая массово используется для обычных погружений, а ВОДОРОД. Его основной недостаток – это его же высокая активность. Но для того, чтобы использовать водород в дыхательной смеси, процентное содержание кислорода 02 в ней не должно превышать 4%, так как в противном случае — может произойти взрыв. Вот поэтому погруже¬ния с использованием водорода в любительском дайвинге ныне являются очень экстремальными и наименьшая глубина, на которой можно применять водород, составляет 30 метров, но это совсем не исключает наличие пассажиров на борту А-321, которые занимались бы подобным редким увлечением.
А для «хлопка» водорода совсем не обязательно, чтобы взорвался сам баллон, и вполне достаточно наличия закрытого помещения, рокового предела его концентрации в воздухе и случайной искры.
«Водород способен взрываться с воздухом при содержании его в воздухе от 4% (нижний предел) до 75% (верхний предел), окись углерода —от 16,6 до 75%. При содержании этих газов в воздухе выше и ниже указанных пределов взрыв произойти не может. Но взрывоопасная смесь взрывается только тогда, когда она нагрета доопределенной температуры (около 500°) или в нее проникает искра», — говорит инструкция
Утечка водорода из переполненного баллона при резком снижении температуры также вполне могла привести роковому пределу его концентрации в багажном отделении. Найденные расчёты и изученный опыт показывают то, что при «хлопке-взрыве» водорода из закрытого помещения выбрасывается около 85% его горючей смеси и только 15% может оставаться внутри, но при этом даже при слабой загазованности помещения эффект взрыва в нём был бы таким же и термодинамический процесс взрывного горения являлся бы в состоянии квазистатического равновесия. Однако при наличии соседнего помещения происходит так называемый двухстадийный взрыв, когда горючая смесь начинает проникать во второе помещение и происходит её сильная турбулизация. При этом резко увеличивается площадь горения во втором помещении и в разы возрастет давление в нём, что приводит к резкому увеличению нагрузок на его конструкцию и её развал, что и подтверждает разброс на земле фрагментов самолёта, развалившегося в воздухе. Далее в салоне самолёта огненный шар правильной формы не возникает, а профиль взрыва с трудом огибает препятствия. Он вызывает в «трубе», которую и представляет собой самолёт, переход от дефлаграции (процесс дозвукового горения, при котором образуется быстро перемещающаяся зона (фронт) химических превращений) к детонации и возможному взрыву его топливных баков. И для такого подобного дефлаграционного взрыва необходимо иметь водорода и воздуха в стехиометрической смеси, в которой окислителя ровно столько, сколько необходимо для полного окисления горючего и достаточно для полного их сгорания.
Основными физическими параметрами взрывающейся водородовоздушной смеси являются: скорость горения — Uн и коэффициент её расширения при взрывном горении – е, указанные в таблице:
Горючая компонент Uн, стх, м/с eстх Cстх, г/м3 Cнпв, г/м3 Cвпв, г/м3
Водород 2,67 8,45 24,4 3,3 62
При дефлаграционных взрывах в трубных помещениях подобных самолёту квазистатичность процесса приводит к их быстрому и полному разрушению за счёт достаточно «слабых» их несущих конструкций, а воздействие детонационной волны носит характер жесткого удара, способного выбить двери кабины пилотов, чем и объясняется их резкое молчание и отсутствие сигналов SOS.
Я совсем не думаю, что современные самолеты надежно защищены от подобных газовых взрывов и столь непредвиденных трагических обстоятельств. Тем более, что ничего подобного раньше не случалось, но и это совсем не значит того, что не могло случится вообще. И данная версия совсем не исключает иного развития этих мрачных событий, но она в принципе объясняет и достаточно убедительно то, что вполне могло произойти. И случилось без уже обросших небылицами инсинуаций и откровенных обманов, приписывающих взрыв А-321 ПЗРК или бомбам исламистов, следы которых пока на обломках не наблюдаются. Однако их «признания» всесторонне используются «доброжелателями» для нагнетания обстановки и ожидания каких-то «ответных шагов» с российской стороны.
Сама же Россия призвала дождаться итогов расследования падения, вылетевшего из курортного Шарм-эш-Шейха российского лайнера с 224 людьми на борту, и приказала приостановить пассажирские рейсы в Египет, а также эвакуировать оттуда граждан.
Ну а это моё журналистское расследование «бытового» и нелепого «хлопка-взрыва» газа думаю может лишь помочь в установлении истины и устранить ту «информационную бомбу» о неспособности России защитить своих граждан от происков ИГИЛ, а также предотвратит её «симметричный ответ» в наказание подлым и жестоким хвастунам и возможно восстановит для всех отдых на недорогих и привлекательных курортах Египта.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.