Публикации Киев – Мать городов Русских


Начну со слов Святейшего патриарха всея Руси Кирилла, сказанных им накануне посещения стольного града Киева:
«Преподобный Нестор Летописец писал о Киеве как о месте, «откуду есть пошла русская земля». Здесь произошло главное событие в судьбе наших народов — Крещение Руси, здесь родилась наша Церковь, которая стала основой восточнославянской православной цивилизации, наследниками которой мы все являемся. Здесь же — изначальная кафедра Предстоятелей Русской Церкви. Отсюда, от древнейшей нашей святыни — Успенской Киево-Печерской лавры — по всей Руси распространилось монашество, а с ним — вера, просвещение, письменность, культура. Здесь же зародились наши летописание, богословие, книжность. Так что Киев — это начало всех наших начал. Не будем также забывать, что Москву основал великий Киевский князь Юрий Долгорукий, а первым московским святым стал митрополит Киевский Петр. Он перенес резиденцию Киевских первосвятителей в Москву, которая таким образом стала духовной столицей тогда еще единого нашего государства. Поэтому Московские Патриархи являются преемниками древних Киевских митрополитов, и при интронизации им вручается жезл святого митрополита Петра как символ духовной власти. Когда я принимал этот жезл из рук Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, я по-особому осознавал всю глубину той философии отечественной истории, которая стоит за этим обычаем. И уже в этот момент я ощущал внутреннюю потребность в скором времени посетить Киев, «святую землю» нашей Церкви, поклониться святым мощам Печерских преподобных, помолиться с нашими верующими.
И в царское, и в советское, и в нынешнее время все российские школьники учатся патриотизму, стойкости, жертвенности на примере запорожских казаков, замечательные образы которых созданы Гоголем в повести «Тарас Бульба». Разве можно представить, чтобы юные англичане учились любить родину на примере французов, а те — на примере немцев? У нас же это ни у кого не вызывает недоумения, потому что мы по существу единый народ, мы связаны тысячами братских, родственных нитей.
Думаю, в угоду политической конъюнктуре переписывать историю, классиков — это недостойно наших великих народов. У нас общее прошлое и много одинаковых сегодняшних проблем».
Русское еще не значит российское ибо русскими мы были со времен Киевской Руси и Киев – мать городов русских, а поэтому новое хорошо забытое старое. Однако этого нового никак не может быть, если его не показать и не открыть глаза на очевидные факты и события. До 1917 года мы действительно все были русскими, мы были подданными русского царя и очень немногие с этим были не согласны. Но, придя к власти, большевики заменили понятия, и они очень крепко въелись в наше сознание. Единый многонациональный русский народ стал советским. А Русские, Украинцы, Белорусы – стали нациями. Пока советский народ, как объединяющее понятие существовал благодаря идее интернационализма – это было не опасно. И эти нации были частью советского народа. И именно по этой причине СССР был формой существования России в 20 столетии. Но как только понятие советский народ исчезло, и было всеми поругано и охаяно – взамен остались только отдельные нации: Русская, Украинская, Белорусская. Частью русского народа обратно стать они не могут. Теперь все, где есть слово русский, стало как минимум национальным, а в случае попытки использовать это понятие для объединения – националистическим. Этот стереотип сложился на протяжении многих десятилетий и нескольких поколений и его практически невозможно преодолеть. Усилия на этом направлении неизбежно будут вызывать отторжение у значительной части населения, хотя какая-то часть населения охотно с этим согласится. Попытка ориентироваться только на часть населения – ведет к эскалации напряженности в обществе и идея из объединяющей превращается в разъединяющую. Любые попытки доказывать, что Русский мир – это не имперская концепция всегда будут наталкиваться на контрпропаганду, которая будет убеждать в обратном. И в результате получим часть населения, согласного жить в новой империи и часть (причем большую) категорически с этим не согласного. Вот что в результате и получилось на Украине. Можно сколько угодно говорить, что все мы прежде были русскими и это правда. Но в одну реку не войти дважды. Ребенок украинской нации родился. Вырос у него уже дети и внуки. И его не затолкать матери обратно в то место, откуда дети рождаются. И спор на тему, являлось это антирусским проектом или нет, сегодня уже бессмыслен. Надо принимать факты такими, какие они есть сегодня. С оглядкой на историю да, но руководствоваться сегодняшними реалиями.
Но мы по-прежнему единый народ. Часть единого Славянского мира. Словосочетание Славянский мир не вызывает отрицательных эмоций. Практически он пока не осязаем, но является весьма привлекательным. Понятие международного «братства» — действительно не пустой звук и не штамп. Это (если учесть реальные промышленные, культурные и транспортные связи, которые лежат в основе этого термина) – база для усиления позиции каждой страны в глобальной конкуренции. Действительно «Чтобы взять, нужно дать» — именно так и можно построить альтернативный глобальный центр силы, который сможет на равных конкурировать с Европой, Америкой, Китаем и Японией. Только для этого надо не искать место Украины в Русском мире и вспоминать ту роль, которую Украина сыграла в прошлом в становлении России и Православия. Это не поможет, это забыли уже и плоды с этого древа съедены давно. Вместо этого надо искать новую роль России в нарождающемся Славянском мире. И дать то, в чем славянские страны сегодня, в условиях глобализации, более всего нуждаются. Концепция Славянского мира дает в этом плане гораздо больше, чем концепция Русского. Во- первых, она затрагивает не только постсоветское пространство, а практически весь Православный мир. И не только православный. Многие страны Восточной Европы ощущают ущербность от своего членства в НАТО и ЕС и пошли на это из-за отсутствия альтернативы. Во-вторых, концепцию Славянского мира трудно представить как имперскую. Ибо в нее заложен отказ от доминанты и подавления национальных культурных особенностей. Но это не избавляет Россию от роли лидера. Наоборот. Россия будет привлекательна как центр интеграции для славянских государств и бывших советских республик, только если она осознает себя мировым лидером. Не региональным, а геополитическим. Причем мало осознать. Главное, Россия должна понять, что в одиночку она этим лидером не станет. И когда Россия будет готова выстроить общее экономическое, культурное и военно-политическое пространство со своими партнерами по своим правилам. Таким, когда это пространство будет выгодно не только самой России, а будет привлекательно для партнеров России. Когда Россия будет готова взять ответственность как наиболее сильная в военном и политическом отношении страна региона за стабильность на всем постсоветском пространстве. И не только постсоветском. И когда партнеры поверят, что Россия сможет защитить и на мировом рынке и в случае военной угрозы, тогда только процесс интеграции обретет реальные очертания.
Ну а Киев помнит. И Нестор Летописец в Киевских пещерах лежит. И экскурсии ходят и нетленные мощи смотрят. А священники и прихожане Киево-Печерской Лавры чтут Нестора Летописца и писанное им. Не нами писано не нам и отменять. И камень с надписью возле исторического музея на горе недалеко от фундамента Десятинной церкви лежит. И тронуть его никто не посмел. Ибо все это наша общая история. Украины и России. И никому у нас ее не отнять. И кто-то один не вправе ее себе присвоить.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.