Публикации На защиту классического искусства встал виртуоз балета Альфредо Боржес


(материал интервью для газеты «Славянские новости»)
В Москве 13 сентября Альфредо Боржесом объявлено о создании «Федерации классических искусств России», выступающей в защиту признанных шедевров .
Свою первую встречу с журналистами «Федерация классических искусств России» провела достаточно символично – в отеле «Метрополь», построенном в начале XX века на средства и по замыслу знаменитого ценителя искусств Саввы Ивановича Мамонтова. Именно он выкупил землю под застройку будущего комплекса, он задумал с широким размахом и частный оперный театр со зрительным залом на 3000 зрителей, и гостиницу, бальные и экспозиционные залы. К участию в создании «Метрополя» выдающийся Савва Мамонтов пригласил Константина Коровина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, известного на Москве архитектора Льва Кекушева. И вот в этих стенах люди, неравнодушные к судьбе классических искусств России, вели речь о том, как противодействовать разрушительным тенденциям, бьющим по культурному наследию страны. Казалось бы, парадокс в том, что инициатива создания Федерации принадлежит бразильскому балетмейстеру Альфредо Боржесу.,
А вот мы встретились встретились с ним в холле отеля «Ритц Карлтон» на Тверской.
— Что по-Вашему мнению самое ценное в человеческой истории? — начал нашу встречу с вопроса Альфредо и сам ответил на свой же вопрос, — представьте завтра наша планета исчезнет вместе со всем человечеством, а у нас есть возможность спасти самое ценное из нашей цивилизации. Чтобы Вы посоветовали спасти? – снова он задал вопрос и нова ответил, — искусство!
— Поводом, а скорее назревшей необходимостью к объединению деятелей искусства, меценатов, журналистов стала волна экспериментальных постановок, созданных на основе классических произведений, но весьма далёких от них в своем авторском прочтении новаторств, либо заимствований названий классических произведений, содержание которых ничего общего с современными «шедеврами» не имеющими, — объясняет знаменитый балетмейстер.
А затем Альфредо коротко представился, — Боржес, — и сказал, что в 1983 году он получил предложение учиться в балетной школе, а затем в 1989 году впервые приехал в Киев по программе культурного обмена между Бразилией и Советским Союзом и обучался у Владимира Андреевича Денисенко – одного из лучших преподавателей балета в мире.
— На протяжении всей моей творческой жизни регулярно слышу и читаю в разных источниках о том, что в классическом стиле и искусстве уже ничего нового невозможно создать, что всё это бессмысленно и кто-то назвал балет мёртвым языком. При этом зрителям навязывается устойчивая тенденция нетрадиционных, откровенно деструктивных видений авторского «я» в противоположность эстетике вечных ценностей, принятых и понимаемых людьми разных континентов, рас и культур, – говорит Альфредо и продолжает, — если в музыке есть множество грандиозных композиторов, то в балетмейстеров совсем мало. Под балетом подразумеваю произведение, созданное исключительно из балетных движений. Сейчас в мире понятие «балет» крайне размыто и балетом называют всё, что угодно и даже, если в постановке нет ни одного балетного движения.
— И как выяснилось, во всём мире на сегодня нет ни одного творческого сообщества, которое бы на законных основаниях защищало и отстаивало интересы и права классического искусства в самом его широком смысле, — утверждает инициатор Федерации классического искусства России и снова спрашивает, — а как Вы думаете был бы доволен Леонардо да Винчи, если бы кто-то написал копию его картины «Мона Лиза», добавив там, к примеру, усы и продавал её, как своё произведение?
— Вот так и русский классический балет, неоспоримое лидерство которого признано в мире, стал мишенью яростных атак. И в первую очередь главная балетная сцена страны – Большой театр. А вот когда Мариус Петипа поставил балет «Лебединое озеро», создавали оригинальное либретто, костюмы, декорации и музыку, — поясняет Альфредо и снова спрашивает, — если мы живём в эпоху, когда многие считают себя очень креативными, но где же эта креативность? Если человек ради славы и наживы копирует, а часто просто уродует и извращает чужие произведения.
— На протяжении 25 лет я создавал более 40 различных проектов совершенно в разных областях и руководил ими. Накапливал знания и опыт, чтобы реализовать главный проект моей жизни и это лишний раз говорит о том, что подлинное искусство не знает преград, не может не волновать и не возвышать «души прекрасные порывы», на каких бы языках не говорили слушатели и зрители, — восторженно продолжает говорить маэстро и добавляет, что он человек, который твёрдо выступает в защиту классического искусства и сейчас упорно создаёт новый чисто классический балет, где будет много оригинальной балетной музыки и будут только классические балетные движения.
— Для этого я привлёк композитора Освальдо Монтенегро из Бразилии, который пишет потрясающие мелодии, а для преобразования их в симфоническую музыку я договорился с русским композитором Тихоном Хренниковым-младшим. Российскими художниками создаются 22 картины для сценографии и 150 костюмов.
На практически чистом русском языке, а балетмейстер учился и работал в России 14 лет он объясняет свою позицию по защите того классического наследия России, традиции которого не только разрушать нельзя, но и передать следующим поколениям трудно, — этому надобно долгие годы учиться через пот и слёзы.
— Когда я говорю, что классическое искусство является главной ценностью России, то основываюсь не только на своём мнении или вкусе, а на мнении миллионов людей на планете, которые восхищаются огромным её классическим наследием. И самый востребованный балет в мире – это «Лебединое озеро». Его создали Петипа и Чайковский, — напоминает Альфредо и уже в который раз спрашивает, — и что же ничего в чисто классическом стиле уже не создать? Разве балет — это мёртвый язык? Не странно ли это звучит? Андерсен написал более 150 прекрасных сказок, но на их основе невозможно найти и пяти полноценных балетов во всём мире, а ведь есть и другие потрясающие авторы. Даже если рассматривать великие русские классические произведения, то на их основе можно поставить тысячи новых балетов, но что-то же здесь не складывается?
— Вот так 119 лет назад композитор Глазунов и балетмейстер Петипа воплотили на сцене романтический балет «Раймонда», который завершил эру новых классических балетных постановок, где оригинальную идею пронизывали все составляющие действия: либретто, музыка, хореография, костюм и декорации, — утверждает и удручается маэстро тем, что говорят, что в современном мире нет условий, чтобы появились композиторы, балетмейстеры и художники, способные создать произведение, не уступающее уровню XVII-XIX века.
— Я слышал множество отговорок, но они меня не убедили, но «когда человек чего-нибудь сильно хочет, то вся вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось» — прочитал я в книге Пауло Куэльо «Алхимик» он очень воодушевился этой фразой. Мы с Вами вместе сможем доказать, что классический стиль живой и может развиваться бесконечно.
При этом именно Альфредо Боржес разработал проект закона о порядке использования и защиты образа произведений классических видов искусств. Да и инициатором создания «Федерации классических искусств России» выступило «ООО «Виртуозный балет». И его поддержало и международное общественное движение «Мы любим Россию» и поддерживает редакция газеты «Славянские новости», а также напоминает о том, что классическая балетная компания «Виртуозный балет», которую возглавляет Альфредо Боржес, была создана в Москве в соответствие с «Соглашением между правительствами государств-членов БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) о сотрудничестве в области культуры».
И первым 2018 года в Кремлёвском дворце. Над спектаклем работают – балетмейстер Альфредо Боржес, композитор Освальдо Монтенегро (Бразилия) и композитор Тихон Хренников (правнук известного советского композитора Тихона Николаевича Хренникова).
А также Альфредо Боржес рассматривает возможность создания современной балетной постановки на основе авторского сюжета писателя Вали Янко об особенной судьбе слепоглухонемой девушки, которая лишь только издали напоминает классический балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Как уточняет сам Альфредо Боржес, главной особенностью балета «Питер Пэн в Москве» и следующих балетных постановок является участие в них выдающихся артистов мировых балетных трупп, музыкантов и художников из стран БРИКС, победителей международных конкурсов. Эту премьеру и другие балеты посвятят 200-летию со дня рождения Мариуса Ивановича Петипа – того, кто создал основы балетного академизма.
Вот и создание «Федерации классических искусств России» поддержали многие видные деятели отечественной культуры. Среди них – художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин.
«Я как руководитель одного из старейших драматических театров России уверен, что создание Федерации позволит нам объединиться и даст возможность вместе отстаивать права на сохранение памятников искусства и традиций России», — сказал, Юрий Соломин, приветствуя организаторов Федерации,
С сожалением президент международного общества «Россия-Германия», президент международного интеллектуального клуба «Зиновьев» Ольга Мироновна отметила, что в зале нет представителей Министерства культуры РФ, приглашения которым были направлены одними из первых и, по её словам, нужно вместе защищать святое пространство классического балета России, классического театра, классической музыки, классической живописи, классической скульптуры, классической литературы.
Вот и председатель Центрального совета международного общественного
движения «Мы любим Россию» Михаил Зернов отметил, что в воплощённых гениях заложены не только их природный дар и трудолюбие, но и колоссальный труд, мудрость и духовный багаж их преподавателей.
Осталось добавить, что «Федерацию классических искусств России» уже поддержали заслуженные деятели культуры не только нашей страны, но и стран Латинской Америки, Африки, европейских государств. А значит, классика – в надёжных руках.
«Мой друг Альфредо Боржес родился в Бразилии и если пролистать его жизнь, как книгу, то можно найти немало осуществлённых чудес. Путь его очень интересен. В нём есть и взлёты, и падения… Альфредо всегда неутомимо идёт к своей цели. Он убеждён в том, что классическое искусство является главной ценностью России. Я полностью разделяю позицию Альфредо и поэтому решил оказать поддержку его проекту способствующему зарождению новой эпохи в классическом искусстве» — сказал в заключении представления Федерации классических искусств России – генерал ный директор компании «Виртуозный балет» Виктор Лепихин.
— Если Вам небезразлично судьба классического искусства, узнайте о наших проектах и будьте нашими соратниками, ибо компания на постоянной основе приступила к созданию новых балетных спектаклей в классическом стиле, включая в будущем и «Чудесную красавицу» на либретто Вали Янко, — завершил встречу Альфредо Боржес.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.