Публикации Украина на газовой игле у импорта, и сама соскочить не в состоянии


«В связи с провальной экономической политикой Киева, на Украине невозможно увеличить объемы добычи природного газа, в т.ч. сланцевого, а также производство сжиженного, необходимого для внутреннего потребления граждан , — сообщает РУПОР-инфо и добавляет, что добыча нефти, газа, конденсата и, соответственно, выпуск СУГ (сжиженного углеводородного газа) стремительно движутся вниз.
Никаких перспектив смены вектора не просматривается, особенно учитывая многомиллиардную задолженность отрасли по налогам. Однако в 2017 г. всё-таки произошло самое невероятное, ибо автогаз из-за того, что он дешевле бензина в обнищавшей до основания Украине, вышел победителем из схватки с бензином и в рейтинге моторных топлив он уступает лишь дизтопливу. Его даже в Украине прозвали «народным топливом», однако какой будет его топлива в дальнейшем — во многом будет зависеть от стабильности снабжения рынка, а не от собственной добычи, которая требует основательной модернизации.
Но и на это «народное топливо» цены растут стремительно. Так из-за его острой нехватки ценники на заправках за считанные дни взлетели с 11,5 до 16 грн/л., а немало газовых колонок впервые в своей истории остановились. Вопрос ныне вышел на уровень премьера, но что может недоучка, прорвавшийся в самозваную власть с захудалого базара.
Вот газовый кризис изрядно и подпортил не только годовую статистику, когда в 2017-м общий рынок газа вырос из-за дороговизны нефтепродуктов на 8%, что весьма скромно на фоне 25–30-процентных скачков в 2015–2016 гг., ибо тогда изрядно лихорадило из-за противостояния Порошенко и Коломойского. Здесь события и далее разворачиваются так же захватывающе, как в хорошей бане, — из жары в холод и обратно в жару, ибо кресло под Порошенко не просто шатается, а рушится.
А ведь еще с десяток лет назад Украина была нетто-экспортером СУГ, а сегодня нет украинских производителей и страна деградировала с ценообразующего игрока в отрасли до вороватого снабженца отдельных заправочных сетей. Ибо на нынешний резкий спрос на газ украинские нефте- и газоперерабатывающие заводы (НПЗ и ГПЗ) ответили… ещё большим сокращением производства.
В 2017 г. „Укргаздобыча“ (УГД) лишь не удержала позиции предыдущего года, а вот „Укрнафта“ недосчиталась 14%. А с 2014-го по 2017 г. обе компании снизили выпуск газа на 22 и 28% соответственно. Вот поэтому всё ценообразование в отрасли строится по импортному паритету, однако зарплаты и пенсии граждан Украины далеки от импортных.
А Государственная компания „Укргаздобыча“ лишь повсюду ищет сырье.
»В 2018 г. не ожидаем увеличения добычи природного газа, а поэтому ждём поступлений импортного сырья на Яблуновский и Селещинский ГПЗ. Но это позволит переломить негативную тенденцию падения добычи и выпуска газа", — песимистично настроен директор по коммерции УГД Сергей Федоренко. По его словам, нет даже планов по созданию новых производств в долгосрочной перспективе. Ещё более удручающая ситуация в «Укрнафте», где хоть контрольный пакет и принадлежит «Нафтогазу Украины», но де-факто всем управляет группа «Приват» Коломойского и его детище от неравного брака «Нафтогаза Украины» и «Привата» — Кременчугский НПЗ.
Сама «Укртатнафта» уже несколько лет кряду вообще не отчитывается об объемах выпуска нефтепродуктов ни НАКу, ни министерству, ни Нацкомиссии по ценным бумагам. Вот так оценочно в 2017 г. Кременчуг нарастил производство, благодаря увеличению переработки. Однако весь этот ресурс был реализован в сети «Привата», а чиновники получили взятки за закрытые глаза.
Совсем дохлое положение у малых добытчиков, ибо мощности крупнейшего из них — «Полтавской газонефтяной компании» — загружены лишь на треть. Так при потенциале производства более 35 тыс. т пропан-бутана в год компания выдает едва 10 тыс. т. из-за того, что добыча углеводородного сырья падает вниз, поэтому для поддержания хоть малой загрузки компания планирует начать переработку стороннего сырья.
Вот поэтому безудержный рост украинского рынка газа, как и всегда, был обеспечен за счет российских ресурсов. Однако Федеральная служба экспортного контроля РФ дала разрешение на экспорт только «Роснефти», но нефтегигант, понимая бесперспективность своей работы в Украине, продал весь свой объем швейцарскому трейдеру Proton Energy Group, который одновременно выступил и покупателем украинской сети заправок «Роснефти».
«В контрактах прописана формула цены на газ с привязкой к мировым котировкам. И даже во время взлета цен мы продавали газ с поправкой +16 долл./т, тогда как у других поставщиков на спотовом рынке ресурс буквально улетал по +200 долл./т. Соблазн отказаться от выполнения обязательств был велик, но мы играем в длинную», — вспоминает коммерческий директор «Глуско Украина», дочерней компании Proton Energy, Сергей Остапец.
Вот и для белорусов Украина — самый желанный рынок сбыта. Берёт много, а платит ещё больше, чем кто бы то ни был.
«Испуганные украинские сетевики с высохшими заправками готовы брать по любой цене. Вот „Белоруснефть“ и продала контракты на 2018 г. с премией 25–32 долл./т, хотя раньше она не превышала 15долл./т», — говорит директор украинской трейдинговой компании, сумевшей не поддаться ажиотажу.
Вот поэтому производство и поставки из Беларуси будут расти, если россияне в очередной раз не станут «воспитывать» своего «младшего брата», как 2017-ом, когда тот недосчитался 15% переработки нефти. Но не только производством отличились соседи и разыграли свой козырный транзитный конёк, ибо прикрытая заслонка на пути прямых поставок из России в Украину заставила многочисленных поставщиков российского газа искать обходные пути. Вот поток и пошел через Беларусь, а конкретно с СУГ — через Витебск. Уже известно, что заточенные на перевалку газа из России в Украину базы вскоре появятся в Могилевской и Брестской областях. И даже государственная «Белоруснефть» заявила о готовности пойти этим путем, да и технология такая простая, ибо российский газ сливается в хранилища, паспортизируется как белорусский и продаётся в Украину.
«В конце года были опасения, что россияне закроют транзит, сейчас вроде бы улеглось», — говорит представитель одного из витебских терминалов, пожелавший остаться инкогнито.
Рекордно высокие украинские цены и растущие объемы привлекли внимание и других поставщиков газа из Латвии, Польши, Венгрии, Египта, Алжира и Италии, которые раньше в украинском направлении даже и не смотрели. Из трех последних газ в Украину пришел морским путем. Так сначала Черноморск (Ильичёвск), а затем и Одесса с Николаевом начали прием танкеров с газом, но море остается самым ничтожным, но в тоже время на южных рубежах весьма влиятельным каналом импорта.
«Отработанные логистические решения позволяют лишь только говорить о возможности нарастить объемы поставок через порты Черноморск и Одесса в Украину в моменты возникновения форс-мажорных обстоятельств», — говорит руководитель GT Group Владислав Колодяжный, ибо зта компания первой начала импорт морских партий в 2016 г, однако специфика морских поставок такова, что стоимость морского ресурса выше железнодорожных или автопоставок минимум на 150 долл./т, или на треть", — отмечает В.Колодяжный.
Аналогично расценивают перспективы и в Польше.
«Наш рынок работает как часы, тут нет крупных запасов. Сезонность у нас та же, что и в Украине, поэтому мы не можем переориентировать значительные объемы — нам нужно снабжать свой рынок», — рассказал Марцин Завиша, член правления UNIMOT, одного из крупнейших польских трейдеров.
Попробовали вернуться на рынок и казахстанские поставщики, покинувших это направление с 2014 года. Первым активизировался «Спектр-Трейдинг», отправивший за год в Украину порядка 21 тыс. т СУГ.
«Думаю, несколько месяцев в году Украина может и будет интересным направлением», — сообщил представитель Spectr Trading Зангар Кулакеев.
Вместе с тем зависимость Украины от импорта газа остается критической и поэтому не то, что нельзя исключать потрясений, ибо сама киевская самозваная власть – самое большое потрясение для всего украинского народа и поэтому приход законной власти может обеспечить прямые поставки российского газа в Украину. Тогда и его цены будут посильнями для населения страны. (например, в результате очередного изменения экспортной политики в странах-поставщиках) также не приходится. Впрочем, уроки летнего кризиса 2017 г. игроками рынка хорошо изучены, и расчеты на поставку ресурса из альтернативных источников всегда лежат на столе.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.